Искусство составления букетов

Страшный ураган обрушился на страну восходящего солнца. Деревья, кусты, цветы – все прекрасные творения Будды были стерты с лица земли в считанные минуты. Монахи, в мольбе о спасении, обратились к Будде за помощью, отдавая в дар последнее, что осталось у них от природы – засыхающую веточку с упавшего дерева.

Прошло немного времени и цветочное благоухание вновь озарило ароматом жителей Востока. Старые монахи в знак страха, почитания и уважения начали частенько преподносить Будде в дар икебаны. Так возникло искусство. Искусство, которое пронзило юную Такеши в самое сердце.
Первую в своей жизни цветочную композицию она увидела в окнах богатого чайного дома на Хокурику. Гейши мелькали одна за другой по ту сторону стекла, ловко разливали они посетителям только что приготовленный чай. Но вовсе не чайная церемония захватила внимание девочки… Взор её упал на цветочную композицию причудливой формы. Что это? – промелькнуло в мыслях Такеши, — что бы это ни было, это очень красиво.
Напоминая полет красивой бабочки, она неслась домой с единственной целью – застать мать и расспросить её об этом странном и причудливом цветке.
Мать её была бедной женщиной Сутои, которая денно и нощно трудилась на рисовом поле. В этот день Сутои захворала и ей пришлось остаться дома. Она рассказала дочери легенду об урагане, который обрушился на страну несколько десятков веков назад и о том, как икебана стала основной традицией Японии.
Родилась икебана в Киото и в буквальном переводе означала «живой цветок». Искусство создания цветочных композиций пришло от буддийских монахов, которые украшали ими храмы. Икебана – это мир, построенный по своим законам. Первоначально она основывалась на противопоставлении двух сил – света и тьмы: при составлении композиции использовались две ветки, символизирующие небо и землю.

Первая школа икебаны была основана буддийским монахом Сенуму. Композиции были простые, состояли из трех цветов или веток. Школа носила название «икенобо», в дословном переводе – «хижина у озера», в которой и жил Сенуму.
Первые цветочные композиции начинали появляться в храмах, их высота достигала более 1.5 метра. Позже их стали называть рикка или татибана («стоящие цветы»).
Во второй половине VII века в икебану внесли третий элемент. Он олицетворял собой человеческую природу. Тем самым появился новый смысл – гармония человека и природы.
Со сменой эпохи, сменяется и икебана. Наступает золотой век японской культуры (IX-XI), икебана переезжает из храмов в богатые дома дворцы, становится частью интерьера. В композиции цветов наблюдается утонченность, изящество, свойственные данной эпохе.

Эпоха Камакура (XII-XIV) привносят в цветочное искусство простоту и аскетизм, присущие воинам-самураям. На второй план уходит пышность, чрезмерная вычурность, свойственная предыдущему периоду.
Путем постижения истины, путем Цветка – Ка-До икебана становится с приходом особого направления буддийской философии, именуемого «дзен». Композиции становятся предельно простыми и лаконичными.
Эпоха «Эдо» (XVII-XIX) символизирует расцвет музыки, живописи и театра. Основными жизненными принципами становятся простые человеческие радости. Икебана уходит в массы: становиться занятием доступным каждому. Становиться обязательным предметом для изучения в общеобразовательных школах.
Такеши слушала рассказ с замиранием сердца. Перед ней сразу стали проносится наивные детские мечты о том, как она, будучи взрослой, дает цветку – творению природы новую жизнь. Несколько часов назад, она и подумать не могла, что окружающая действительность может быть подвластна ей. Что она, маленькая хрупкая девочка, способна изменить ЖИЗНЬ прекрасному растению.
Все мрачные мысли по поводу скорого приближения завтрашнего дня отошли на второй план. Теперь Такеши не страшен переезд из родного дома, долгое расставание с матерью и неизвестность, полная тайн и загадок. Ведь в этой школе гейш учат искусству икебана! «Я буду упорно трудиться, требовать от себя в 2, даже в 3 раза больше, чем смогу, но я познаю великое искусство икебана».
Кто же из нас никогда не хотел управлять реальностью? Каждый второй считает, что природа неподвластна человеку, но так ли это на самом деле? Ан нет, не так! Такеши через каких-то пару месяцев обучения стала чувствовать себе самой всю силу природы. Вот растет хризантема, одна одинешенька, никто её не замечает и грустно становиться от этого. Срежешь цветок, составишь композицию в горизонтальной вазе, и жизнью новой задышит хризантема. И так с каждым! Ведь люди не привязаны к месту, они могу путешествовать из города в город, из страны в страну, любоваться миром, открывать перед собой новые горизонты. А чем хуже хризантема? Она же совсем не виновата, что всевышний дал ей лишь одну жизнь. Такеши нравится чувствовать себя полезной для тех, кто нуждается в её помощи и заботе, а цветок как никто другой желает получить эту помощь.
Прожив в окия год и получив статус минараи, будущая гейша Такеши не завела теплых отношений со своими сверстницами. Некому ей было высказать все свои эмоции и переживания, накопленные за целый день. И она начала разговаривать на языке цветов: воплощать чувства и мысли в прекрасных композициях икебана. Всякое искусство – это прежде всего страдания, а икебана прямое его воплощение. Фрезии, розы, тюльпаны, сакура – каждый цветок олицетворяет собой что-то прекрасное, волшебное. и только икебана способно вывести на свет внутренний мир каждого цветка.

Евгения Петрова

491

Культпросвет. Искусство