Искусство на грани вандализма

Что мы знаем о современном граффити? Наверное большинство скажет, что это своеобразный вид уличной живописи, который размещается преимущественно на стенах, фасадах зданий, вагонах поездов и далее по списку. Но до сих пор нет точного понимания, когда это искусство, а когда акт вандализма. Неужели стены в облезлой краске смотрятся лучше, чем рисунок? Этот вопрос оставим властям, а вот множество других я задала Тарасу Щеглову, талантливому человеку, для которого граффити ‒ это хобби, а не способ заработка или протеста.
Только в этом интервью вы не увидите привычной формы «вопрос-ответ», а прочитаете полноценный рассказ об увлечении красками, маркерами и другими инструментами, а также узнаете, как начать рисовать, когда ты не учился в художественной школе, не имел денег даже на баллон краски и постигал азы искусства исключительно через опыт и книги по рисованию.

Ну что ж, давайте с самого начала. Рисунок в мою жизнь пришел по цепочки случайностей, причем как в первый раз, так и во второй.
Впервые рисовать я начал во времена института, прогуливая пары. Тогда я просто срисовал с экрана телевизора героя известного мультсериала «Губка Боб квадратные штаны» и мне понравился процесс. Затем как-то раз, купив вместо сигарет механический карандаш (спасибо Жора, что подкинул мне мелочи), начал много рисовать в тетрадях, дома пробовать срисовывать портреты с фото. Как мне казалось, получалось удачно, и я чувствовал огромное удовольствие от того, чем занимаюсь. Но хватило меня ненадолго‒ давнее увлечение горным велосипедом перетягивало на себя всё больше и больше времени, пока я полностью не забросил рисунок на долгие 9 лет.
Второй раз рисование я возобновил случайно и уже на длительный период времени. Просто в один зимний день подруга неожиданно позвала меня в лесопарк порисовать на бумаге городские постройки, я согласился и с тех пор мир искусства остаётся для меня главным способом транслировать внутреннее через внешнее, причем, когда я творю из меня может выходить как положительная энергия, так и горечь повседневных проблем. На тот момент я только учился это делать и поэтому чаще изображал архитектуру, мосты, здания, автомобили. С помощью таких зарисовок лучше понимаешь композицию и перспективу.


С тем, как я пришёл к портретам, связана одна забавная история. Когда пришла весна, по приезду на дачу я собирался запечатлеть пару построек в заброшенном пионерском лагере в лесу. Собрав материалы я двигаюсь по непролазной траве к корпусам и уже почти у самой цели (изрядно меня напугав) из леса выходит человек в военной форме. Оказалось, в тот день была крупная игра в страйкбол, в связи с чем мне порекомендовали категорически не соваться на территорию. Я жму руку парню и с досадой ухожу к дому. По дороге прохожу бывший огромный гараж, и тут у меня появляется идея порисовать головешками из старого кострища. Линия, еще линия… так, за 2 часа беспамятного восторга я рисую большой город на 6-ти метровой стене, и, опомнившись, собираюсь домой. Через несколько дней я приезжаю туда же с распечаткой портретного фото, и думаю рискнуть нарисовать портрет на стене. Вот тут-то начало и было положено, а ощущение от рисования на стене было просто невероятное!

В то время я был безработный, и так как банка краски стоила 370 рублей за 400 миллилитров, у меня отпадал вариант красить аэрозолью. Тогда я купил пачку березового угля для шашлыка и несколько пачек детского мела. На первое время это были мои основные материалы для творчества. С их помощью в старом гараже были созданы четыре портрета, один из которых был выполнен в 3D.


Вскоре я вышел на люди, стал обсуждать свои работы с другими людьми, набираться опыта. Каждый день рисования приносил с собой новые знакомства. Так прошел первый год в рисунке ‒ открывал новые места, совершенствовал технику, по настоянию подруги завел Instagram, что, кстати, пошло на пользу, ведь наблюдение за работами других художников сильно подстёгивает не останавливаться на достигнутом и пробовать новое. Отсутствие денег опять же сыграло хорошую роль, я стал пробовать рисовать необычными материалами и техниками. В своих ранних работах я использовал всё, что бесплатно могло оставить след на стене! Головешки от костра, уголь для шашлыка, мел, щётки по металлу, зубные щётки согнутые зажигалкой (для тонких работ ).

Интересный опыт и большой простор для творчества открыл мне рисунок техникой сграффито. Это такая техника, при которой формирование изображения происходит благодаря процарапыванию верхнего слоя поверхности, открывая тем самым нижний. Помню, что случайно нашел стену с мягкой побелкой, податливым темным пескобетоном и основанием из рыжего кирпича. Недолго думая, первый набросок портрета сделал камнем, просто соскоблив светлый верхний слой, формируя очертания и форму. Приехав во второй раз уже во всеоружии я использовал всё, чем вообще пользовался до этого (и даже немного больше) : молоток каменщика, молоток простой, зубило, наждачку, щетку по металлу, щетку зубную, гвоздь, аэрозольную краску транспарент (полупрозрачную), уголь, мел, воду для мытья кирпича от пыли и кучу сникерсов. Но набитый рюкзак стоил того.


Из последующих опытов работы с необычными материалами могу выделить портреты побелкой, рисунки кузбасслаком, снегом, каллиграфия грязью, сграффито по водорослям на плитах в пруду. Неожиданной находкой была олифа для создания эффекта сырой стены и углубления фона.
Почему именно женский портрет? Всё просто ‒ обожаю женщин, их красоту, нежность и в то же время стойкость характера. Да и вообще я люблю лица, люблю поглазеть на людей когда разговариваю или еду в метро. Мне нравится рассматривать детали и искать в этом вдохновенье. Но в работе с портретами есть и свои трудности. Например, сложность портрета на стене в пропорциях, поскольку я рисую без проектора, полагаясь только на свои глаза. Для этого я сверяю рисунок и фотографию с отмеченной точки, таким образом, за пару часов нахаживаю километр шагов от рисунка к рисунку. А ещё есть такая проблема, что через несколько часов работы наступает момент, когда начинаешь путать черты лица на рисунке и на фотографии‒ что-то может уплыть мимо, рисунок становится не похож на фотографию. Тогда точно понимаешь, что нужен перерыв и свежий взгляд. Кстати, это особенно выражено при работе краской.


В завершение нашей статьи я выбрала несколько работ, которые показались мне наиболее интересными и попросила Тараса рассказать их небольшую историю.

Франсуаза Арди для меня эталон красоты девушки тех времен. Многие любят Мэрилин Монро, Джейн Фонду, а мне нравится Франсуаза. Чарующий голос и бесподобные черты лица. К слову, она долгое время была «лицом» популярных по сей день нескольких французских домов моды.

Портрет слепка женской головы на белом фоне был отработкой техники рисунка черным по белому. Работа выполнена по белой нитроэмали в четыре слоя: фон, кисть, чёрная полупрозрачная спрей-краска, чёрный маркер для тонких линий. А в позе и образе девушки по-моему есть что то религиозное и спокойное.… Кстати ее до сих пор не испортили, хотя более 70% работ нагло разрисованы и расписаны всем известными ругательствами.

Юлия Мельникова

3264

Культпросвет. Искусство