Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.
Фридрих Ницше родился в 1844 году в Рёккене.
Тяга к России, к русской культуре пробудилась у Ницше с детства. В сентябре 1855 г. (в возрасте 11 лет), узнав о поражении русской армии под Севастополем, сильно переживал и рассказал об этом в своих стихах. В узком кругу друзей Ницше всегда появлялись люди имеющие отношение к русской культуре .Он хорошо знал произведения Пушкина, Лермонтова, Достоевского, Толстого. И он просто не мог не знать Герцена,
Алекса́ндр Ива́нович Ге́рцен — русский публицист, писатель, философ, педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков официальной идеологии и политики Российской империи, сторонник революционных буржуазно-демократических преобразований.
Он пользовался европейской известностью, а его книга вызвавшее огромный резонанс «С того берега», впервые выходили в Германии на немецком языке.
Ницше связывали узы многолетней дружбы с немецкой писательницей Мальвидой фон Мейзенбуг. Она была воспитательницей детей Герцена. (При ее деятельном посредничестве Ницше чуть не женился на старшей дочери Герцена Натали. Натали была ровесницей Фридриха, а он хотел жену помоложе себя, лет на двенадцать).
Известно, что на отдыхе в Сорренто на вилле Рубиначчи в 1877 г. Ницше и Мальвида фон Мейзенбуг вместе со своими друзьями проводили время за чтением вслух книг разных писателей, в том числе и книг Герцена. Что именно читали, сказать трудно. Но не приходится сомневаться в одном, что читали также и книгу Герцена «С того берега».
Герцен называет свое сочинение «местами дерзким протестом, протестом независимой личности против воззрения устарелого, рабского и полного лжи, против нелепых идолов, принадлежащих иному времени и бессмысленно доживающих свой век между нами, мешая одним, пугая других».
Картина современности, которую набрасывает Герцен, вплоть до деталей совпадает с картиной произведений немецкого философа: В первую очередь это касается понимания задач и сущности самой философии. Философствовать — значит подвергать все априори неумолимому сомнению, беспощадно сокрушать в себе все иллюзии. «Внутри человека, — пишет Герцен, — есть постоянный революционный трибунал, есть гильотина». «Казнить верования не так легко, как кажется; трудно расставаться с мыслями, с которыми мы выросли, сжились, которые нас лелеяли, утешали…
У Ницше который говорил о себе, что он «обладает самым жестоким, самым страшным познанием действительности» , найдется великое множество парафраз и вариаций приведенных только что мыслей Герцена.
Когда сознание, разочарованное в культуре, не обнаруживает в ней никакого смысла, оно утыкается в «вечное возвращение». У Герцена один из участников «Разговора на палубе» («Перед грозой») говорит: «В вашей философии истории есть что-то возмущающее душу — для чего эти усилия? — жизнь народов становится праздной игрой, лепит, лепит по песчинке, по камешку, а тут опять все рухнется наземь, и люди ползут из-под развалин, начинают снова расчищать место да строить хижины из мха, досок, достигая веками, долгим трудом — падения. Шекспир недаром сказал, что история — скучная сказка, рассказанная дураком» . Сколько бы ни варьировалось «вечное возвращение» в книге Герцена, оно всегда образ бессмысленности жизни, «печальный образ» . И Ницше на первых порах оно повергало в ужас.
Любопытно, что характеристики современного человека выдержаны у Герцена и у Ницше в очень сходных стилистических формулировках — так что ницшевские слова звучат как эхо герценовских. Герцен: «Меня просто ужасает современный человек».
Ницше: «Современный человек, его нечистое дыхание душит меня».
Герцен: «иной раз становится досадно, что человек может перечислиться в другой род зверей, — разумеется, быть ослом, лягушкой, собакой приятнее, честнее и благороднее, нежели человеком XIX века».
Ницше: «Никакой он не венец творения — любое существо стоит на той самой ступени совершенства что и он… И того много: в сравнении с другими человек получился хуже, — самое больное и уродливое среди животных…» 4. Герцен: «…мы утратили дикую меткость инстинкта…».
Ницше вторит ему, заявляя, что человек «опасно отклонился от своих инстинктов жизни».

Григорьева Мария
grigorieva-mary0110@yandex.ru

Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *