«Я научила женщин говорить…// Но, Боже, как их замолчать заставить!» – писала Анна Ахматова, одна из первых русских поэтесс, провозгласив таким образом начало эры женского творчества, о котором и пойдет речь.
Искусство — зеркало той эпохи, в которое оно создано. А Искусство созданное через призму женской чуткости, душевной организации позволяет посмотреть на происходящее с совершенно другой стороны.

На рубеже двух эпох произошёл неожиданный взлет поэзии. Характер, который приняло возрождение поэзии в конце XIX века, свидетельствовал о новой эпохе в поэзии , которая требовавала новых принципов изобразительности, соотношения жизни, чувств и слова.
Как «Золотой век» нвообразим без философских и социально-политических битв, без 1812 и 1825 годов, без триумфа и снежной России, немецкой философии романтизма, так и поэзию «Серебряного века» невозможно представить вне исторического контекста. Возникновение новаторских культурных явлений происходило с подачи сильного подъёма философской мысли и социальной жизни.

И сегодня мы обратимся к женской поэзии «Серебряного века», как к одному из направлений, в полной мере отобразившего все грани этой эпохи.
Женская поэзия в 20 веке была экзотическим явлением. Поэтессам, приходилось сталкиваться не только с недоверием к новому таланту… но и с недоверием к тому, что этот талант принадлежит женщине.
«Эта была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, беспокойства исканий…» (Н.Бердяев).

Мария Александровна Лохвицкая родилась в 1869 г. в Санкт-Петербурге в семье адвоката Александра Владимировича Лохвицкого. Через три года после рождения Марии на свет появилась Надежда, впоследствии вошедшая в русскую литературу под псевдонимом, который знает каждый из нас… Тэффи.
Стихи Мирры Лохвицкой не отличались новизной форм, но, как впоследствии признавалось, «принципиально новым было в них утверждение чисто-женского взгляда на мир»; в этом отношении именно Лохвицкая считается основоположницей русской «женской поэзии» XX века, проложившей путь для А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой и других русских поэтесс.

Мирра Лохвицкая.
В наши дни
Что за нравы, что за время!
Все лениво тащут бремя,
Не мечтая об ином.
Скучно в их собраньях сонных,
В их забавах обыдённых,
В их веселье напускном.

Мы, застыв в желаньях скромных,
Ищем красок полутёмных,
Ненавидя мрак и свет.
Нас не манит призрак счастья,
Торжества и самовластья,
В наших снах видений нет.

Всё исчезло без возврата.
Где сиявшие когда-то
В ореоле золотом?
Те, что шли к заветной цели,
Что на пытке не бледнели,
Не стонали под кнутом?

Где не знавшие печалей,
В диком блеске вакханалий
Прожигавшие года?
Где вы, люди? Мимо, мимо!
Всё ушло невозвратимо,
Всё угасло без следа.

И на радость лицемерам.
Жизнь ползет в тумане сером,
Безответна и глуха.
Вера спит. Молчит наука.
И царит над нами скука,
Мать порока и греха.
<1898>

Поэзия «Серебряного века» отразила в себе, в своих зеркалах сложный и неоднозначный процесс социально-политического, духовно-нравственного, эстетического и культурного развития России в период, отмеченный тремя революциями, мировой войной и особенно страшной для нас – войной внутренней, гражданской. В этом процессе, запечатленном поэзией, есть подъёмы и резкие спады, светлые и темные, драматические стороны. И хоть время отодвинуло этот удивительный пласт поэзии, он излучает свою энергию и поныне.
З.Н. Гиппиус
Осенью
На баррикады! На баррикады!
Сгоняй из дальних, из ближних мест…
Замкни облавкой, сгруди, как стадо,
Кто удирает — тому арест.
Строжайший отдан приказ народу,
Такой, чтоб пикнуть никто не смел.
Все за лопаты! Все за свободу!
А кто упрётся — тому расстрел.
И все: старуха, дитя, рабочий —
Чтоб пели Интер-национал.
Чтоб пели, роя, а кто не хочет
И роет молча – того в канал!
Нет революции краснее нашей:
На фронт — иль к стенке, одно из двух.
…Поддай им сзаду! Клади им взашей,
Вгоняй поленом мятежный дух!

На баррикады! На баррикады!
Вперёд за «Правду», за вольный труд!
Колом, верёвкой, в штыки, в приклады…
Не понимают? Небось, поймут!

25 октября 1919, Санкт-Петербург

Русский «Серебряный век» удивителен свой неповторимостью.. Никогда не было в России такой потрясения сознания, такого как тогда, когда, по свидетельству очевидца, одна строка женщины-поэта значила больше и была насущнее, чем все содержание «толстых» витиеватых книг.

М. Цветаева. Я счастлива жить образцово и просто….
Я счастлива жить образцово и просто:
Как солнце, как маятник, как календарь.
Быть светской пустынницей стройного роста,
Премудрой — как всякая божия тварь.

Знать: Дух – мой сподвижник и Дух – мой вожатый!
Входить без докладу, как луч и как взгляд.
Жить так, как пишу: образцово и сжато, —
Как Бог повелел и друзья не велят.

Дариана Борисова,
yetnoz@yandex.ru

Comments

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *